Историческое развитие русских бань.
   Возникновение русских бань относится к доисторическим временам. Уже Геродот первый историк, посетивший скифские земли, рассказывает следующее: „После похорон устраивается баня. В земле вырывают яму» наливают ее водой и над ней ставят войлочный шатер. Раскаляя на огне камни, они бросали их в яму, отчего вода нагревалась и шатер заполнялся паром. Скифы, залезая туда, наслаждались такой баней.
   Замечание о славянских банях находим у арабского писателя Абу- Обид-оль Бекри во-второй половине XI столетия. Приблизительно эти же сведения встречаются у путешественника Абрама Иакуба, который во времена Оттона I дал такое приблизительное описание их: славяне бань, как таковых, не имели. Они делали деревянное помещение, которое конопатилось мхом. В одном углу этого помещения складывался из камня очаг, В потолке оставлялось отверстие для выхода дыма; когда камни в очаге достаточно нагревались, закрывалось отверстие в потолке и двери. В этом же помещении находилась вода, которая лилась на раскаленные камни. Вода превращалась в горячий пар. Каждый из присутствующих имел по связке ветвей, которая употреблялась как веер, т. е. они нагоняли на себя
   Кроме того, нетрудно догадаться, что здесь речь идет о бане „по черному".
   В русской истории и литературе есть много указании, каким почетом пользовалась баня. Почти во всех описаниях княжеских и боярских хором и теремов упоминается при спальных покоях в подклетях (нижних этажах) сенники и мыльни „из проходных же сеней
к мыльне Государевой, в том всходе оконца слюденная Дверь на
петлях польских, травчатых, луженых, на красном сукне" и т. д.
   Фиг. 13. Мюнхен, мужской плавательный бассейн.
   Баня нераздельна с народным повседневным бытом, с свадебным обрядом, с приемом особо чтимых гостей. Она художественно описана у Печерского „В лесах". Тепло упомянута у Некрасова в „Кому на Руси жить хорошо", в народных пословицах и поговорках.